Версия для печати

Документация для пользователей

open all | close all

Локатор 3D

Трёхмерный локатор


Пространственное положение объектов определяется их координатами, выражаемыми в числовой форме. В трёхмерном пространстве тройка чисел задаёт положение (локацию) некоторой точки относительно начала некоторой (локальной) системы координат (см. рис. 1, поз. 1).

Для ввода координат пространственных точек программа САПФИР предлагает графический инструмент, который мы называем "трёхмерный локатор". Подчёркивая его назначение, этот инструмент можно назвать "локатор ввода точек". Координаты текущего положения локатора индицируются в окне координат.

Трёхмерный локатор управляется при помощи манипулятора типа "мышь" или аналогичного и клавиатуры.

С движениями мыши непосредственно связано перемещение по экрану маркера мыши - курсора. Подобно тому, как мышь перемещается в плоскости стола, курсор перемещается в плоскости экрана. Эти перемещения приводят в движение трёхмерный локатор. Он тоже двигается в плоскости, но эта плоскость, в общем случае, не параллельна ни плоскости экрана, ни плоскости стола. Она произвольным образом расположена в виртуальном пространстве проекта. Для наглядности её положение индицируется метрической сеткой.
Эту плоскость мы называем плоскостью построения. Потому что, задавая некоторые точки, можно выполнить построение некоторых линий, которые будут лежать в этой плоскости (или параллельно ей).


Рис. 1


Линии, определяемые введенными точками, лежат в основе построения моделей трёхмерных объектов. Поэтому точность ввода определённых точек существенно влияет на качество модели проектируемого объекта.
Соответственно, программа САПФИР предлагает целый арсенал методов повышения точности ввода точек.

Трёхмерный локатор, отнюдь, не повторяет слепо движения курсора. Он перемещается в пространстве, занимая определённые позиции, которые могут быть более или менее стабильными. Локатор позиционируется.
Локатор может позиционироваться на пересечениях линий метрической сетки. Если поместить курсор на изображение объекта (рис.1, поз.2), то после небольшой паузы возникнет направляющая линия (поз.3). Локатор будет позиционироваться на направляющую линию, что позволит продлевать или достраивать объект.
Если задержать локатор на некоторой точке (поз.4), то появляются угловые линии (поз.5), позиционирование на которые позволяет выполнять построения под некоторыми углами или параллельно осям локальной системы координат.
Если локатор спозиционировался на угловую линию, можно нажать клавишу Shift и, пока она удерживается в нажатом состоянии, перемещать локатор вдоль этой линии, как при черчении "под линейку".
Если требуется сделать движение локатора свободным от тех или иных позиционирований, следует отключить опции на инструментальной панели "Позиционирование локатора".

Часто требуется выйти в третье измерение, оторвавшись от плоскости построения. Можно заставить локатор двигаться вдоль оси Z локальной системы координат, нажав и удерживая в нажатом положении клавишу Ctrl - этот режим доступен опционно: "Настройки САПФИР..."/"Редактирование"/"Локатор по Z: Да".
Можно также воспользоваться комбинацией клавиш Shift+Z. Однократное нажатие включает движение параллельно оси Z. Повторное нажатие возвражает локатор в прежний режим: движение параллельно плоскости XOY.

Известны также другие варианты использования комбинаций клавиш.

Позиционирование локатора, в частности, управляется с помощью команд, доступных посредством кнопок на инструментальной панели Позиционирование локатора.


Кнопки инструментальной панели Позиционирование локатора:


Позиционирование

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на пересечения линий метрической сетки.

Позиционирование

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на направляющие линии (поз.3).

Позиционирование

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на угловые линии (поз.5).

Позиционирование

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на контрольные точки и точки позиционирования (поз.4).

Вспомогательные точки

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на вспомогательные точки.
Используйте эту команду при нажатой клавише Shift, чтобы вызвать диалог Вспомогательные точки для настройки свойств вспомогательных точек.

Экранное притягивание

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на вершины моделей, ближайшие к локатору в плоскости экрана.

Экранное притягивание на этаже

Команда обеспечивает включение/отключение режима позиционирования локатора на ближайшие к локатору в плоскости экрана вершины моделей элементов, принадлежащих текущему активному этажу.

Ввод точек может осуществляться не только графически, с помощью локатора, но и посредством числового ввода координат с клавиатуры. В этом случае активно используется окно координат.

© «САПФИР-3D» v.2013, 2013